Даниель Лавуа: элегантность на службе истины
3.03.2017
Слово, определяющее его - элегантность. Все в нем и вокруг него - природный аристократизм: и это пианино в центре, и этот высокий и красивый мужчина с горделивой осанкой, и эта такая густая шевелюра цвета соли с перцем, и музыканты, которые позади него выстроились в почтении живой изгородью: гитара, барабан, контрабас – с одной стороны, трио духовых – с другой, вплоть до сверкающего пола. Для Даниеля Лавуа это монреальское возвращение заслуженно во всех отношениях.
Вообще-то премьера ни нового, ни просто спектакля, по правде говоря, могли не состояться. Мы чуть не потеряли его, Даниеля Лавуа, легочная инфекция сделала все, чтобы у нас его отнять. Но нет! Едва не проиграв в этой схватке с болезнью, он отыгрывается вдвойне; мы получили от него «Мes longs voyages» - альбом, который дал свое имя спектаклю, а также на всю парижскую осень он вернулся к роли Фролло в «Notre Dame de Paris». И в этот пятничный вечер он будет рад, и мы тоже. Живы, все. И благодарны за каждое мгновение.
Это и тот же самый Лавуа, и, одновременно, совсем другой человек. Насколько представление шикарно, настолько же Даниель ближе к нам, чем когда-либо. Его эмоциональная прозрачность выходит за рамки его пресловутого смущения. Он сам явно получает большое удовольствие от того, что между песнями говорит с нами, рассказывает о том, о чем он прежде говорил мало или не говорил вообще. Это не случайность, что в первом отделении он исполняет свой новый альбом почти полностью. Он раскрывается здесь полностью, без остатка; здесь, в своих песнях («Ceci est moi / Вот это я», «Qui es-tu je seul / Кто ты, настоящий я») песнях, написанные в соавторстве с другими («J’oublie jamais, jamais, d’aimer / Я никогда не забываю любить» - текст Джефф Моран – эта песня еще более откровенная), и избранные произведения, которые также много говорят о нем («La nuit je mens / Ночами я лгу» Башунга, «Mes longs voyages / Мои долгие странствия» Феликса, и другие песни, связанные с наставниками или с друзьями).
Этот альбом, который мало или вовсе не «крутили» на радио, который не так много продается, тем не менее волнует публику Мезоннев может быть более, чем бессмертные хиты, запланированные во второй части.
Это все равно, что узнать человека в том, кого прежде знали, как артиста: говорил ли он раньше о своей матери так, как в песне «Maman chantait les feuilles» с такими долгими пояснениями? Нет. Эту даму, потерявшую память, мы отныне будем помнить. Сейчас или никогда ему необходима эта песня для нее и как раз сегодня вечером она звучит очень сильно - эта песня, и именно в этот вечер поэт-композитор-исполнитель решился на это, потому что она для него главная.
Время подарков.
Овация стоя после первой части, где прозвучали новые и незнакомые песни? Да, это возможно. Когда открываешься до такой степени, так мастерски и к тому же талантливо, публика слушает, чувствует, сочувствует, переживает что-то редкое и задушевное и умеет это оценить.
Конечно публика очень довольна, когда Даниель Лавуа, вернувшийся после «паузы для пи-пи», как он говорит, выдаёт «Où la route mène», «Tension, attention!», невероятную «J`ai quitté mon île», «Jours de plaine», «Qui sait?», и так далее до «Je voudrais voir New York»и «Ils s`aiment». И все смакуют возвращение этих хитов, утонченных и пылких, эти высочайшего качества аранжировки, этот звук, выверенный до совершенства. Лавуа мастерски говорит гораздо меньше во время этой серии знакомых песен: они - подарки, которые не нуждаются в специальном представлении. Он продолжает трогать нас, продолжает улыбаться своей великолепной улыбкой и голос его обладает одинаковой властью, звучит ли он сдержанно или в полную мощь.
Исповедальность в первом отделении, представление – во втором. Получили ли мы более полный его портрет? Нет, определенно нет. Для нас тоже бывают вечера, когда «сейчас или никогда». Это будет так же верно 3 марта в Outremont и на гастролях весной 2018 года. Каждый спектакль будет первым и последним: истина, которая верна для всех спектаклей всех артистов, априори, но сегодня вечером мы особенно остро осознали это.