Перечитаные заново
27 ноября 2011
В начале шестидесятилетнего возраста, Даниель Лавуа, оглядываясь назад, оценивает все, что он достиг за эти годы. Это как раз то состояние духа, которое дает возможность рождения его книги и его альбома репризов.
На заре нового турне в 2012, Даниель Лавуа пересматривает свои самые знаменитые песни в альбоме « J'écoute la radio», и в то же время публикует свой первый прозаический сборник«Finutilité».
Встреча с мужчиной, пережившим кризис пятидесятилетия, но который, разумеется, не намерен пережить самого себя.
«Я бы ни за что не смог написать эту книгу 20 лет назад. Я был намного больше погружен в свое эго и более скован в своем теле и в своей душе», - говорит Даниель Лавуа, на встрече, незадолго до выпуска своей книги, «Finutilité», в книжном салоне Монреаля.
Все же странное название.
«Да, - соглашается он, - это некая смесь пользы и ничтожества, конечного и бесконечного. Эта книга, это взгляд на жизнь, я бы сказал, аморальный и беспристрастный. Это холодный взгляд, безо всякого сентиментализма. Но, я все же оставляю за собой нежность и юмор, которые делают все это приемлемым для меня. Иначе ощущение абсурдности невыносимо. Я думаю, что эта книга - это кризис пятидесятилетия, хорошо прожитый и пережитый».
Даже не веря в счастье, Даниель Лавуа кажется излучающим безмятежность, но он остается безжалостным к самому себе, в этом смирении, которое всегда было чертой характера, менее болезненной, чем прежде, а теперь принятой такой, как есть. Это проявляется в его сборнике, это ощущение - довольствоваться малым, в глубине души, в мире, который не имеет никакого смысла.
Он даже пишет: «Я опасаюсь, что постепенно я стану старым дураком. Я действительно все сделал, чтобы этого избежать, но это приходит, несмотря ни на что».
Даниель Лавуа – старый дурак? Да как такое возможно!
«Я нахожу это смешным. Это великая свобода – быть старым дураком, знаете ли».
Безусловно, он перешагнул шестидесятилетие, но его обаяние совершенно неизменно и его речи удивительно искренни, и в них даже потрясающая вольность. Разве это свидетельство старения?
«Ну мне это неприятно, как и всем , - отвечает он, - это дряхление, потеря силы, но в то же время я понял, что оценка прожитого, накопленный опыт, дистилляция 60 лет жизни, приводит к тому, что у тебя более спокойный и жизнерадостный взгляд на мир».
Стихи в «Finutilité» из наиболее давних, что он написал, почти 20 лет назад, по возвращению из «безумия Notre-Dame de Paris», которое ему дало «écoeurantite aiguë» (надоело до тошноты). Даниель Лавуа тогда принял обязательство писать песню каждый день.
В конечном счете, множество стихов послужили «формой развлечения» во время спектаклей, переходами, прочитанными автором между музыкальными частями. Многие зрители хотели бы их прочитать, именно это, после долгих колебаний, привело к публикации.
«Из-за моей франко-манитобской неуверенности по поводу моего французского, у меня всегда есть некая настороженность по отношению к тому, что я пишу, и много затруднений».
Не было и речи о том, чтобы он опубликовался где-либо еще, как не во франко-манитобском издательстве, и он выбрал издательство «Plaines»... из-за красивого названия.
Сделать новое из старого.
И в это же время, Даниель Лавуа почувствовал необходимость пересмотреть свои наиболее знаменитые песни, потому что он полагал, что многие его песни «достойны лучшего».
Этот альбом, воплощенный Марком Перюсс, содержит много сюрпризов, несмотря на архи-известные названия, как «Tension Attention», «Ils s'aiment», «Jours de plaine» или «Je voudrais voir New York».
«Я бы хотел, чтобы это были ни просто репризы, ни «best-of», но по-настоящему заново прочитанные, со взглядом на 20 или 40 лет назад, с уважением как к тем, кто полюбил эти песни, так и ко мне самому».
Это правда, что некоторые первоначальные аранжировки устарели – 80-е годы с их синтезаторами не всегда были удачными – и новый вариант «Tension attention», в стиле кантри – поистине новое открытие.
«С годами я понял, что я не пою ее больше на концертах. У меня больше не было желания это делать, она мне не нравилась, но это удачный текст, который еще пригоден. Фактически - это песня - протест».
Даниель Лавуа надеется, что люди поймут, насколько речь идет о новых текстах, даже если дело касается тех же песен. Для него, спустя десятилетия, в них больше нет ни того же значения, ни того же самого смысла.
«Если они все еще присутствуют в твоем репертуаре, это потому, что слова приняли иное значение, и переживаемые чувства изменились».
Подвести итог плодотворной карьере как способ их сохранить?
«Я не подвожу главный итог, моё поведение остается достаточно последовательным с книгой. Я не стараюсь пережить самого себя, у меня нет никакой необходимости и никакого желания делать что-то, что останется или завещать что бы то ни было. Я это делаю потому, что мне это нравится. Я не заглядываю далеко вперед, я знаю, что все может взлететь на воздух, на следующий день. Никогда не известно. Не нужно слишком рассчитывать на будущее...»
Даниель Лавуа начинает турне в Квебеке с 24 февраля 2012.